МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
НОВОУРГАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБУ ДО ЦВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ЦВР
_________О.Н. Старцева
приказ №____
от «____»____2019 г
протокол № ___
от «____»____2019 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
РАЗРАБОТКИ, РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ МБУ ДО ЦВР
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – Положение)
Муниципального
внешкольной
бюджетного
работы
учреждения
Новоургальского
дополнительного
городского
образования
поселения
Центр
Верхнебуреинского
муниципального района Хабаровского края (далее – МБУ ДО ЦВР) разработано
в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
15.03.2013
№
185
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утвержденными постановлением Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
- Уставом МБУ ДО ЦВР.
1.2. Положение определяет единые требования к структуре и содержанию, а также
регламентирует порядок разработки, рассмотрения и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – ДООП), реализуемых в
Центре.
1.3.
ДООП – локальный нормативный документ Центра, определяющий
особенности организации образовательного процесса и представляющий собой комплекс
основных
характеристик
программы
и организационно-педагогических
условий,
реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных).
1.4. В Центре могут реализовываться следующие типы ДООП:
по степени авторства:
модифицированная программа – это программа, основанная на примерных
(типовых) или авторских, и преобразованная, усовершенствованная, видоизменённая,
скорректированная под конкретные условия реализации;
адаптированная программа - это дополнительная общеразвивающая программа
(отдельный блок в программе), разработанная для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом особенностей психофизического
развития указанных категорий учащихся;
экспериментальная программа – это программа, которая разрабатывается
педагогом с целью решения какой-либо практической задачи. Такая программа может
предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов
обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.
По мере прохождения апробации – в случае выявления новизны предложений автора –
экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;
авторская
программа
–
это
программа,
обладающая
актуальностью,
оригинальностью и новизной. Она полностью разработана педагогом (или коллективом
авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило,
это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного
подхода автора к традиционным темам;
по уровню усвоения – стартовый, базовый и продвинутый;
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности –
интегрированная, комплексная, модульная.
2. Содержание
дополнительной
общеобразовательной
программы
2.1. Содержание ДООП должно:
2.1.1. соответствовать:
государственному и социальному заказу;
общеразвивающей
достижениям
мировой
культуры,
российским
традициям,
культурно-
национальным особенностям региона;
возрастным особенностям развития ребёнка;
направленностям
дополнительных
общеобразовательных
программ
(техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-педагогическая).
2.1.2. быть направлено на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.
2.1.3. предусматривать различные виды деятельности по направленностям:
техническая направленность: спортивно-технический (авиа-, радио-, ракето-,
авто-,
судомоделирование),
научно-технический
(информационно-компьютерные
технологии, математическое моделирование), робототехника (в том числе создание и
управление программируемыми моделями роботов), техническое творчество (начальное
техническое моделирование, радиоэлектроника, рационализаторство) и другие виды
деятельности;
художественная направленность: музыкальный (вокальный, инструментальный),
хореографический (народные, академические, эстрадные), театральный (драматический,
музыкальный, кукольный), изобразительное творчество (ИЗО, скульптура, архитектура),
декоративно-прикладное творчество (художественная резьба, художественная роспись
по дереву,
художественная
роспись
по
керамике,
скрапбукинг,
вышивание,
бисероплетение, оригами, бумагопластика, батик, айрис-фолдинг, квиллинг) и другие виды
деятельности;
социально-педагогическая:
патриотический,
гражданский,
гуманитарный
(юристы, экономисты, языкознание, лингвистика, педагогика, психология, социология,
подготовка к школе) и другие виды деятельности;
естественнонаучная
географический,
направленность:
геологический,
физический,
природоведческий и другие виды деятельности;
экологический,
биологический,
химический,
математический,
физкультурно-спортивная: физкультурно-оздоровительный, циклические виды
спорта (спортивное ориентирование бегом, спортивное ориентирование на лыжах),
сложнокоординационные виды спорта (художественная гимнастика, прыжки на батуте,
синхронное плавание), единоборства (, спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей,
настольный теннис, бадминтон и др.), многоборье, адаптивный спорт и другие виды
деятельности;
туристско-краеведческая направленность: туристский (пеший, водный, лыжный,
велосипедный
и
др.),
краеведческий
(экскурсоведение,
краеведение,
музейная
деятельность), спортивное ориентирование на местности и другие виды деятельности.
2.2.
программы
Содержание
может
дополнительной
быть
адаптировано
общеобразовательной
для
обучения
общеразвивающей
и воспитания
учащихся
с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
2.3. Содержание ДООП Центра должно ежегодно обновляться с учетом развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, изменений в
нормативных и инструктивно-методических требованиях государства к особенностям
организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам.
3. Требования
к
структуре
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает
следующие структурные элементы:
3.1.1. Титульный лист.
3.1.2. Комплекс основных характеристик ДООП:
Пояснительная записка;
Цель и задачи программы;
Содержание программы;
Планируемые результаты.
3.1.3. Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график;
Условия реализации программы;
Формы аттестации;
Оценочные материалы;
Методические материалы;
Рабочие программы
3.1.4. Список литературы.
3.2. ДООП должна иметь рецензию с краткой оценкой ее структуры и содержания
(экспериментальная и модифицированная программа – внутреннюю рецензию, авторская –
внутреннюю и внешнюю рецензии).
4.
Требования
к
оформлению
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
4.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна
быть оформлена аккуратно, без исправлений, выполнена на компьютере. Текст набирается
в редакторе Word, шрифтом Times New Roman, кегль 14, листы формата А4, страницы
должны быть пронумерованы. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы
приложений.
4.3. Список литературы составляется в алфавитном порядке. При оформлении
списка
литературы
следует
руководствоваться
требованиями
к оформлению
библиографических ссылок.
5. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
5.1.
Дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую
программу
педагог дополнительного образования разрабатывает самостоятельно: определяет цели,
задачи ДООП, ведущую педагогическую идею, методы и формы проведения занятий. При
написании ДООП педагог может использовать консультационную помощь методиста.
5.2. При разработке ДООП учитываются направленность деятельности, возраст,
уровень подготовки учащихся, наличие условий реализации ДООП (помещения, площадки,
оборудование и приборы, необходимые для реализации программы), санитарные нормы.
Утверждение ДООП предполагает:
5.2.1. Организацию и проведение внутренней экспертизы по отношению ко всем
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, разрабатываемым
и реализуемым в Центре:
внутренняя
экспертиза
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществляется заместителем директора МБУ ДО ЦВР;
по результатам проведения экспертизы заместителем директора оформляется
рпецензия (Приложение);
ДООП с внутренней рецензией в срок до 15 сентября направляется на
согласование в методический совет МБУ ДО ЦВР.
5.2.2. Рассмотрение и обсуждение ДООП на методическом совете МБУ ДО ЦВР.
5.3.
При несоответствии программы установленным данным положением
требованиям, методический совет накладывает резолюцию о необходимости доработки
ДООП с указанием конкретного срока исполнения.
5.4. При соответствии ДООП установленным данным Положением требованиям,
методический совет принимает решение о допуске ее к реализации, после чего программа
утверждается директором МБУ ДО ЦВР в срок до 15 сентября.
5.5.
После утверждения директором дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа становится нормативным документом.
3. Хранение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
6.1.
Подлинный
экземпляр
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы находится в кабинете заместителя директора МБУ ДО ЦВР,
копия – у педагога дополнительного образования, реализующего данную программу и
электронный
вариант
программы
–
у
заместителя
директора
МБУ
ДО
ЦВР,
функциональными обязанностями которого является осуществление мониторинга качества
и сроков реализации ДООП.
6.2. ДООП хранится в течение всего срока ее реализации и в течение 5 лет по
окончании
реализации.
Электронный
вариант
подразделении в течение 5 лет после реализации.
ДООП
хранится
в структурном