МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
НОВОУРГАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБУ ДО ЦВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ЦВР
_________О.Н. Старцева
приказ №____
от «____»____2019 г
протокол № ___
от «____»____2019 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
Положение)
устанавливает
порядок
подготовки
и
организацию
системы
качества
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр внешкольной
работы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края (далее – МБУ ДО ЦВР). Настоящее Положение разработано в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам от 29.08.2013 № 1008, приказом МОиН РФ от 14.06 2013
№ 462 «Об утверждении Порядка самообследования ОО», приказом МОиН РФ от 10.12.2013
№ 1324 «Об утверждении показателей деятельности ОО, подлежащих самообследованию»,
постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга
системы образования», приказом МОиН РФ от 15.01.2014 №14 «Об утверждении показателей
мониторинга системы образования» и Уставом МБУ ДО ЦВР.
1.2. Внутренняя система оценки качества образования организуется в МБУ ДО ЦВР в
целях повышения качества образования и позволяет эффективно спланировать мероприятия
по
устранению
недостатков
образовательной
деятельности
и
распространению
положительного опыта работы МБУ ДО ЦВР.
1.3.
Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
МБУ ДО ЦВР, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с
трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по
совместительству.
1.4. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность
по
информационному
обеспечению
управления
МБУ
ДО
ЦВР,
основанную
на
систематическом анализе качества реализации образовательной деятельности, его ресурсного
обеспечения и результатов.
1.5. В данном Положении используются понятия:
- качество образования - комплексная характеристика системы дополнительного
образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности
нормативным
требованиям,
социальному
заказу,
сформированному
потребителями
образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной
программы;
- качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм в МБУ ДО ЦВР,
реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся;
- оценка качества образования – определение с помощью диагностических и
оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательной
деятельности, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и
личностным ожиданиям.
-
внутренняя
диагностических
и
система
оценки
оценочных
качества
процедур,
образования
реализуемых
–
целостная
различными
система
субъектами
государственно-общественного управления МБУ ДО ЦВР, которым делегированы отдельные
полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных
структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством
образования.
- измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных
материалов,
содержание
которых
соответствует
реализуемым
дополнительным образовательным программам;
- критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта;
- показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной
деятельности организаций, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном
совете.
- мониторинг – систематическое отслеживание деятельности, результатов, других
характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее
развития и функционирования заданным целям.
- оценка - определение степени соответствия реально достигнутых результатов
планируемым целям;
- экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности;
- контроль – процесс, протекающий в рамках определенных временных границ, в ходе
которого выявляются отклонения величины фактических параметров управляемой системы от
норм функционирования, оценивается степень достижения поставленных целей, желаемых и
определенных в управленческом решении.
1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:
- системы внутреннего контроля;
- системы внешнего контроля;
- процедуры лицензирования.
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- входящая и итоговая диагностика обучающихся;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчёты работников учреждения;
- итоги контроля.
1.8.
Основным
педагогических
объектом
работников,
системы
качество
информационно-коммуникативных,
а
оценки
условий:
предметом
качества
является
деятельность
материально-технических
–
соответствие
кадровых,
результатов
их
педагогической деятельности законодательству РФ и иным нормативным правовым актам,
включая приказы, распоряжения по образовательной деятельности и решения педагогических
советов Учреждения.
1.9. Система оценки качества сопровождается инструктированием педагогических
работников, вспомогательного и обслуживающего персонала (далее – должностных лиц) по
вопросам проверок.
1.10. Система оценки качества проводится в целях:
− соблюдения законодательства РФ в сфере образования;
− реализации принципов государственной политики в сфере образования;
− исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МБУ ДО
ЦВР;
− защиты прав и свобод участников образовательной деятельности;
− соблюдения конституционного права граждан на образование;
− повышения эффективности результатов образовательной деятельности;
− проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательной
деятельности.
1.11. Должностные лица, осуществляющие оценку деятельности МБУ ДО ЦВР,
руководствуются Конституцией РФ, законодательством в сфере образования, указами
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Хабаровского края,
Верхнебуреинского муниципального района.
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования
2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов, и своевременное выявление изменений, влияющих
на качество образования в МБУ ДО ЦВР;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в МБУ ДО ЦВР, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его
уровень;
- предоставления
участникам
образовательных
отношений
и
общественности
достоверной информации о качестве образования МБУ ДО ЦВР;
-
принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы МБУ ДО ЦВР.
2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются:
- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его
измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной
статистики МБУ ДО ЦВР и мониторинга качества образования;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности МБУ ДО
ЦВР;
- определение степени соответствия образовательных программ с учётом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации педагогических работников, определение
направлений повышения их квалификации
по вопросам, касающимся требований к
аттестации педагогических работников, индивидуальным достижениям обучающихся;
- определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогическим работникам.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной
и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся
при оценке результатов их обучения и воспитания;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учётом возможности их многократного
использования);
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в МБУ ДО ЦВР.
3.Организационная и функциональная структура системы оценки качества
образования
3.1.
Организационная структура, занимающаяся
оценкой, экспертизой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя администрацию,
педагогический совет МБУ ДО ЦВР.
3.2. Администрация МБУ ДО ЦВР:
- формирует пакет локальных актов, регулирующих функционирование организации и
приложений к ним, утверждает и контролирует их исполнения;
-
разрабатывает
мероприятия
и
готовит
предложения,
направленные
на
совершенствование системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе дополнительных образовательных программ проведение в
МБУ ДО ЦВР контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и
статистических исследований по вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в МБУ ДО ЦВР, осуществляет
сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития,
анализирует результаты оценки качества образования;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки педагогических работников МБУ ДО ЦВР и
общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный
уровень системы оценки качества образования;
- формирует информационно–аналитические материалы по результатам оценки
качества образования (анализ работы за год, отчет о самообследовании);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе оценки качества образования.
3.3. Педагогический совет МБУ ДО ЦВР:
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования
в МБУ ДО ЦВР;
- содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием
в МБУ ДО ЦВР;
- инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства,
образовательных технологий;
-
принимает
участие
в
формировании
информационных
запросов
основных
пользователей системы оценки качества образования;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации учебного процесса;
- принимает участие в оценке качества и результативности труда педагогических
работников;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
- заслушивает информацию и отчёты администрации, педагогических работников МБУ
ДО ЦВР, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих МБУ ДО
ЦВР по вопросам образования и воспитания, в том числе сообщения о проверке соблюдения
санитарно-гигиенического режима, охраны труда, здоровья и жизни обучающихся и другие
вопросы образовательной деятельности.
4. Реализация внутренней системы качества образования
4.1. Реализация внутренней системы качества образования осуществляется на основе
реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования, планируются и
осуществляются на основе анализа образовательной деятельности, определения методологии,
технологии и инструментария оценки качества образования.
4.2. Предметом внутренней системы оценки качества образования являются:
-
качество
образовательных
результатов
обучающихся
(степень
соответствия
индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения дополнительных
образовательных программ);
-
качество
организации
образовательной
деятельности,
включающей
условия
организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия
комфортности
получения
образования,
материально-техническое
обеспечение
образовательной деятельности;
- качество дополнительных образовательных программ, условия их реализации;
- воспитательная работа;
- профессиональная компетентность педагогических работников, их деятельность по
обеспечению требуемого качества результатов образования;
- эффективность управления качеством образования и открытость деятельности МБУ
ДО ЦВР.
4.3. Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется
посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.4.
Содержание
процедуры
оценки
качества
образовательных
результатов
обучающихся включает в себя:
- входящую и итоговую диагностику обучающихся;
- участие и результативность в
муниципальных, региональных, всероссийских,
международных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
4.5.
Содержание
процедуры
оценки
качества
организации
образовательной
деятельности включает в себя:
- результаты лицензирования;
- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путём
самообследования, мониторинга;
- программно-информационное обеспечение, наличие сети Интернет, эффективность
его использования в учебной деятельности;
- оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения
и мебелью;
- обеспеченность методической и учебной литературой;
- соответствие охраны труда и обеспечение безопасности (техника безопасности,
охрана
труда,
правила
пожарной
безопасности,
производственной
санитарии,
антитеррористической безопасности) требования нормативных документов;
- оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям Санитарных Правил и
Норм;
- оценку сохранности контингента обучающихся;
- оценку открытости, прозрачности
представителей)
и
общественных
МБУ ДО ЦВР для родителей (законных
организаций,
анкетирование
родителей
(законных
представителей).
-
удовлетворенность
обучающихся
и
родителей
(законных
представителей)
образовательной деятельности;
4.6. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:
- степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива,
обучающихся и родителей (законных представителей);
- качество планирования воспитательной работы;
-
удовлетворенность
обучающихся
и
родителей
(законных
представителей)
воспитательным процессом;
- исследование уровня воспитанности обучающихся.
4.7. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогических
работников и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в
себя:
- аттестацию педагогических работников;
- отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (курсы
повышения квалификации и переподготовки, участие в работе методических объединений и
т.д.);
- использование современных педагогических технологий;
- достижения обучающихся;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.8. Содержание процедуры оценки безопасного пребывания обучающихся в МБУ ДО
ЦВР включает в себя:
- оценку условий состояния безопасности жизнедеятельности;
- формирование антитеррористической защищенности МБУ ДО ЦВР;
- результаты исследования уровня культуры безопасности обучающихся;
- результативность системной работы по обеспечению пожарной безопасности МБУ
ДО ЦВР;
- анализ показателей травматизма в МБУ ДО ЦВР.
4.9. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием
оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности МБУ ДО ЦВР.
4.10.
Критерии
представлены
набором
расчётных
показателей,
которые
при
необходимости могут корректироваться, источником расчёта являются данные статистики.
5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путём предоставления информации:
- основным потребителям результатов системы оценки качества образования;
- средствам массовой информации через отчёт, доклад директора МБУ ДО ЦВР;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования в
сети Интернет на официальном сайте МБУ ДО ЦВР.
5.2. Независимая оценка качества образовательной деятельности МБУ ДО ЦВР
проводится управляющим Советом по таким общим критериям, как открытость и доступность
информации
комфортность
об
организациях,
условий,
в
осуществляющих
которых
осуществляется
образовательную
образовательная
деятельность;
деятельность;
доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством
образовательной деятельности организаций.
6. Критерии и показатели
системы внутренней оценки качества образования
МБУ ДО ЦВР
Критерий
Показатели
Измерение показателей
Оценка качества результативность
мониторингового
Кол-во уч-ся N уровня
образовательных
исследования
образовательных % общее кол-во уч-ся
результатов
достижений, обучающихся на разных
уровнях обучения в соответствии с годом
Шкала (низкая, средняя,
обучения;
- удовлетворенность родителей (законных высокая) удовлетворенность
представителей)
качеством
образовательных результатов
Оценка качества - уровень образования;
среднее
деятельности
профессиональное/высшее
педагогических
профессиональное
кадров
- курсы повышения квалификации;
Да/нет
- квалификационная категория;
- педагогический стаж;
- применение современных технологий;
- участие в профессиональных конкурсах;
- удовлетворенность обучающихся и
родителей (законных представителей)
качеством образования.
Оценка качества - количество обучающихся участников
одарённых
выставок, конкурсов;
обучающихся
- количество обучающихся победителей
%
Кол-во педагогов N категории
общее кол-во педагогов
Год
Да/нет
Количество
Да/нет
Количество
%
Кол-во победителей
общее кол-во уч-ов
выставок, конкурсов;
- количественный и качественный анализ
результатов.
Оценка качества - участие МБУ ДО ЦВР в инновационной
инновационной
деятельности
деятельности
- публикация статей педагогических и
руководящих работников в СМИ;
- участие в научных конференциях на
международном, федеральном,
региональном, муниципальном уровнях.
Оценка качества
учебнометодического
обеспечения и
материальнотехнического
оснащения
образовательной
деятельности
- оснащение учебной деятельности;
- фонд дополнительной литературы
(детской, художественной, научнометодической, справочнобиблиографической и периодической);
- материально-техническое обеспечение
учебных кабинетов;
- техника для создания и использования
информации (для записи и обработки
звука и изображения, выступлений с
аудио-, видео- и графическим
сопровождением, в том числе
мультимедийных проекторов);
- компьютеры для осуществления
образовательной деятельности;
- подключение к сети Интернет.
Оценка
- оценка условий состояния безопасности
безопасного
жизнедеятельности;
пребывания детей -формирование
антитеррористической
в МБУ ДО ЦВР
защищенности;
исследование
уровня
культуры
безопасности обучающихся;
- системность работы по обеспечению
пожарной безопасности;
- показатели травматизма в МБУ ДО ЦВР.
Количество
Да/нет
Да/нет
Количество
Да/нет
%
Кол-во призеров N уровня
общее кол-во участников
%
Кол-во участниковN уровня
общее кол-во участников
Удовлетворительное/
Достаточное
Единица
Удовлетворительное/
Достаточное
Единица
Единица
Да/нет
Удовлетворительное/
достаточное
Да/нет